В 2017 году Русский музей получил в дар по завещанию Н.Н. Суетиной от ее наследницы Р.Ф. Стримайтис материалы так называемого «Архива Анны Лепорской», ученицы и секретаря К.С. Малевича. Этот уникальный архив состоял из большого числа рисунков разных авторов, учебных набросков, схем, выполненных К.С. Малевичем и другими ведущими мастерами русского авангарда.
В ряду выставок, знакомящих с первой и второй частями дара Н.Н. Суетиной – неизвестными ранее рисунками Малевича и с творчеством А.А. Лепорской – выставка, посвященная ближайшим ученикам и сотрудникам Малевича Илье Чашнику (1902–1929) и Николаю Суетину (1897–1954). Она призвана завершить обработку и исследование поступившего в Русский музей «Архива Лепорской». Выставка представит целый ряд ранее неизвестных рисунков, связанных с исследовательской деятельностью Чашника и Суетина в ГИНХУКе и с их дизайнерскими поисками. Особый раздел выставки составят работы Суетина – главного художника Ленинградского фарфорового завода, представляющие интересную и значительную, но пока мало известную зрителям страницу истории послереволюционного авангарда.
Выставка организована при поддержке Фонда U-ART Иветы и Тамаза Манашеровых
Николай Суетин и Илья Чашник — ведущие ученики школы Казимира Малевича и творческие единомышленники. Связанные общей школой, дружбой и эпохой, художники обладали индивидуальным стилем и особым взглядом на искусство. Они не только создавали произведения, входящие в число лучших образцов русского авангарда, но и совершали творческие открытия, а также участвовали в формировании супрематизма как художественно-философской системы.
«Их творческий путь отразил многие драматические коллизии, выпавшие на долю создателей новых течений в искусстве, и в своём наследии они предстают перед сегодняшним зрителем во всем сложном разнообразии поисков и открытий», — отмечает заведующая отделом рисунка Русского музея Наталья Козырева.
Новая выставка представляет различные грани наследия художников, демонстрируя не только единство судеб и взглядов, но и индивидуальные черты каждого мастера. Работы Суетина и Чашника представлены совместно в трех залах, еще два отведены для произведений Суетина. Зрители увидят сходства и различия творческого метода авторов, чьи работы экспонируются по соседству. Графические листы дополнены двумя живописными произведениями и предметами из фарфора, над дизайном которых работали художники. На выставке впервые экспонируется пудреница (1932–1933) и брошь (1934), расписанные Суетиным. Посетители ознакомятся с архивными материалами (фотографиями и рукописями), документальным фильмом и увидят уникальные реконструкции архитектурных проектов Ильи Чашника. В последнем зале будут размещены тачскрины с дополнительной информацией о жизни и творчестве художников.
К сожалению, многие произведения Николая Суетина и Ильи Чашника в силу разных обстоятельств были утрачены. Тем большее значение приобретает демонстрация работ, принадлежащих собранию Русского музея. «Архив Лепорской» насчитывает более тысячи рисунков, набросков, учебных и подготовительных эскизов и этюдов известных художников, а также несколько тысяч архивных документов. Сотрудники Русского музея изучают и хранят бесценную коллекцию, а также последовательно знакомят зрителей с редкими произведениями: в 2019 году с успехом прошла выставка «Неожиданный Малевич», в 2021 – «Анна Лепорская»