Событие

27.11.2021
Москва
Vivacello: это по любви
Текст: Наталия Сергеева Фото: Евгений Евтюхов, Денис Кузнецов

Международный фестиваль Vivacello, который с легкой и талантливой руки Бориса Андрианова и при поддержке культурно-благотворительного фонда «U-Art: Ты и искусство» прошел в российской столице в тринадцатый раз, подарил меломанам феерический праздник. Как и в прежние годы, смотр удивил разнообразием программ, жанров и исполнителей

Не все из задуманного, к сожалению, удалось осуществить. Самый интригующий концерт — выступление литовской балетной труппы Šeiko Dance Company вместе Клайпедским виолончельным октетом — не состоялся из-за проблемы с визами (очень надеемся, что на будущий год танцоры все же доберутся до Vivacello), а пианистка Виктория Постникова, которая должна была выступить вместе Давидом Герингасом в БЗК, заболела. Вместо нее с легендарным виолончелистом играл Филипп Копачевский. С ним профессор уже выходил вместе на сцену, и тоже на Vivacello (2016 год). Исполняли тогда все пять виолончельных сонат Бетховена. В этот раз Герингас, по собственному признанию, «сам напросился к Борису Андрианову на фестиваль», чтобы представить московской публике сочную и привлекательную даже для искушенных слушателей программу. Но об этом позже.

Приятно, что неслучившееся отнюдь не уменьшило интерес публики к смотру — почти все концерты прошли с аншлагами и настойчивыми требованиями публики к музыкантам играть на бис.

Постоянные гости Vivacello давно привыкли к изысканным мировым премьерам, написанным современными авторами по заказу фестиваля: ходят с удовольствием, встречают горячо, долго не хотят отпускать. Фестиваль этого года не стал исключением. На концерте-открытии представили музыкально-поэтическое посвящение «Элиза, мой мираж» французского композитора и гитариста Самюэля Струка, написавшего по заказу Vivacello в позапрошлом году Концерт для аккордеона (баяна) с оркестром и посвятившего его своей дочери. В этот раз посвящение было адресовано любимой супруге композитора Элизе. Лихой замес жанров и стилей, среди которых фламенко, танго, джаз и французский шансон, породил темпераментную, чувственную музыку — творческое признание в любви, которое не может оставить равнодушным даже самых прожженных циников.

Французский композитор Самюэль Струк на репетиции перед премьерой

По мнению композитора, его «пьеса поднимает проблему соотношения между духовным и материальным: как рождаются чувства, как они трансформируются при контакте с реальностью и мгновенно исчезают. Это участие в сентиментальном путешествии двух одиночеств, сплетающихся в одну жизнь». «Двумя одиночествами» в этом виртуозном концерте стали два солиста, виолончелист Борис Андрианов и гитарист Дмитрий Илларионов, чей превосходный дуэт уже не один год радует публику. Их мастерский эмоциональный диалог лился свободно, воодушевленно и страстно. Сама же Элиза слушала музыкальное признание в зрительном зале «Зарядья» рядом со своим супругом, который остался в восторге от исполненного.

В компанию к премьерному опусу Струка организаторы добавили ­постимпрессионистский Виолончельный концерт француза Анри Дютийё с поэтическим названием «Целый мир вдали…», написанный специально для Мстислава Ростроповича и им же впервые исполненный. Музыка тонкая, если не сказать эфемерная, наполненная ускользающими мотивами и изящными градациями будто бы внеземных состояний. Каждую часть концерта предваряют строки из знаменитого сборника Бодлера «Цветы зла», процитированные постоянным ведущим вечеров Vivacello Артемом Варгафтиком. Солировал еще один француз — Ксавье Филлипс. Его запись концерта Дютийё в 2015-м была номинирована на Grammy.

Весь вечер на сцене играл Большой симфонический оркестр имени Чайковского, который выступил под руководством виолончелиста и дирижера Дмитрия Яблонского, к слову, тоже впервые оказавшегося на Vivacello.

Уникальный квартет: Юлиан Рахлин (скрипка), Сара Макэлрави (альт), Борис Андрианов (виолончель) и Константин Лифшиц (фортепиано)

Лаконичным и стильным вечером (академизм в лучшем его проявлении) стал камерный концерт в зале Чайковского. Состав квартета роскошный: Юлиан Рахлин (скрипка), его супруга Сара Макэлрави (альт), Борис Андрианов (виолончель) и Константин Лифшиц (фортепиано). И в то же время состав эксклюзивный — музыканты впервые все вместе собрались в ансамбль. Изначально планировали играть «Гольдберг-вариа­ции», но программу пришлось изменить, поскольку времени на репетиции ввиду огромной занятости всех участников квартета было мало, а музыкантам (что логично и правильно) хотелось блеснуть во всей красе своего таланта и порадовать слушателей. Порадовали. Благородный Второй концерт Моцарта и лиричный Второй Брамса — сочетание утонченное, которое по достоинству оценили музыкальные гурманы. Впрочем, одну из вариаций знаменитого баховского опуса гости все же услышали. Ее музыканты сыграли на бис и посвятили памяти своего безвременно ушедшего коллеги Александра Бузлова.

Джазовый вечер в клубе «Эссе» посвятили 30-летию со дня смерти выдающегося джазового скрипача и бенд-лидера Майлза Дэвиса

Высшая степень профессионализма — исполнять музыку так, что слушателю кажется, будто это очень легко, но уже первая попытка воспроизвести услышанное разбивается вдребезги. Американская певица Ив Корнелиус, которую российские любители джаза могли слышать и видеть на фестивале «Джазовая провинция» в разных городах, на Vivacello выступила впервые. Ее творческими бабушками смело можно назвать Эллу Фицджеральд и Сару Вон — настолько виртуозно она владеет своим шикарным голосом. Каждая интонация на месте, каждая фраза осмысленна и летит в зал, неизменно достигая слушательского сердца. Артистка вовлекает, играет, дразнит, шутит и получает удовольствие от того, что делает.

Американская вокалистка Ив Корнелиус

Программу в клубе «Эссе» посвятили легендарному трубачу Майлзу Дэвису, чье творчество оказало огромное влияние на многих джазменов. Кроссовер-изюминкой вечера стали фрагменты «Джазовых отражений виолончельных сюит Баха» — программы пианиста Леонида Винцкевича и Бориса Андрианова, в которую вошли части баховских сюит для виолончели соло и импровизации. Исполнители в очередной раз убедительно доказали: главный джазмен всех ­времен и народов — Иоганн Себастьян Бах.

Виолончелист Давид Герингас — почетный профессор целого ряда ведущих вузов мира

Одним из самых ожидаемых событий на фестивале оказался концерт Давида Герингаса в Большом зале Московской консерватории. Профессор выбрал для исполнения изысканную программу, в которую, помимо опусов Шуберта и Мендельсона, вошли четыре песни Малера и редко звучащий романс Рихарда Штрауса, который композитор посвятил своему дяде. Сочинение много лет пролежало в семейном архиве, его обнаружили только в восьмидесятые годы. Давид Гилевич когда-то рассказал о романсе своему гениальному учителю Мстиславу Ростроповичу, а потом сыграл это произведение на концерте его памяти: «Когда Ростроповича не стало, мы устроили в Alte Oper во Франкфурте в его честь замечательный концерт. Я исполнял романс Штрауса, для того чтобы он его услышал. И вот я вышел, играл, смотрел на огромный портрет своего учителя и коммуницировал с ним через это невероятной красоты произведение».

Приятным и неожиданным сюрпризом для публики стали сыгранные на бис еще два произведения Рихарда Штрауса (пьеса Morgen и фрагмент поэмы «Дон Кихот»), сопровождавшиеся профес­сиональными и в то же время душевными комментариями Давида Герингаса.

Российский национальный оркестр под управлением Олега Каэтани

На финальный концерт, как и на открытие, тоже пригласили элитный оркестр, в этот раз Российский национальный, за дирижерский пульт которого встал итальянский маэстро со славянскими корнями Олег Каэтани. Лейттема вечера — творчество Прокофьевых: Сергея Сергеевича и его внука Габриэля, который написал мощный, сложный, местами устрашающий Концерт для виолончели с оркестром. Вторую часть In memoriam «лондонский Прокофьев» посвятил своим родителям и бабушке, а заодно далеко не самому легкому времени в России — 1940–1950‑м годам ХХ столетия. Балан­сируя между надеждой и отчаянием, сдобрив первую часть искрометным сарказмом (уж не унаследованным ли от деда?), в финале композитор приближается к мрачному трагизму уровня Шостаковича. Виолончель солирующего Бориса Андрианова звучит то жалобно, то тревожно, а иногда даже плача, но всегда виртуозно и убедительно. Ударными в этом произведении заслушиваешься и засматриваешься — такому богатству позавидует даже Родион Щедрин. Помимо традиционных литавр, в партитуре нашлось место большому барабану, треугольнику (и другим его миниатюрным друзьям), ударной установке, тамтаму и даже деревянному молоту, заботливо сделанному одним из оркестрантов РНО.

Vivacello хорош тем, что благодаря ему в Москве впервые оказываются зарубежные исполнители мирового уровня. В этот раз столичным дебютантом стал седо­власый немецкий виолончелист Альбан Герхардт, порадовавший публику своим соло в Виолончельном концерте Шумана и в Симфонии-концерте для виолончели с оркестром Сергея Прокофьева.

Солирует арт-директор Vivacello виолончелист Борис Андрианов

«Думаю, эти произведения дополняют друг друга. Они очень разные, но оба прекрасны и глубоки. Я никогда не играл их в одном концерте, но считаю, это неплохая идея», — рассказывает музыкант.

Игру Герхардта отличают мягкость и деликатность звука, немецкая сдержанность в динамике и тонкий нюансный штрих, особенно в мелкой технике. РНО как чуткий партнер поддерживает и оттеняет, но никогда не перебивает и не доминирует над солистом, хотя точно чувствует свою силу и возможности.

Большое внимание на Vivacello уделяют поддержке молодых музыкантов. В этом году пошли дальше, и помимо традиционных мастер-классов в консерватории организаторы фестиваля учредили премию «Большие надежды». Она предусматри­вает не только денежное вознаграждение, но и выступление юных дарований с концертами. Первым обладателем награды стал выпускник Казанской консерватории, лауреат международных и российских конкурсов Камиль Мухаметдинов.

Фестиваль Vivacello смело шагает вперед, развивается и неизменно радует слушателей новыми музыкальными открытиями, каждый раз доказывая, что виолончель — инструмент универсальный, и ему подвластны разные жанры, стили и звучание: и сольное, и ансамблевое, и оркестровое.