Событие

27.04.2022
Москва
VII Международный фестиваль камерной музыки VIVARTE

VII Международный фестиваль камерной музыки VIVARTE пройдет с 27 по 29 мая в Третьяковской галерее. В этом году он посвящен 150-летию со дня рождения Сергея Дягилева — легендарного гения и первооткрывателя талантов, повлиявшего на вкусы, моду, театральное  и изобразительное искусство прошлого столетия и во многом определившего восприятие русской культуры на Западе. По сложившейся традиции все три фестивальных  вечера состоятся в пространстве Врубелевского зала.

В конце XIX – начале ХХ века дом купца Павла Михайловича Третьякова был одним из очагов культурной жизни Москвы. В окружение радушного хозяина, неутомимого собирателя произведений русского изобразительного искусства, входили известные художники, писатели и музыканты того времени, в том числе И. С. Тургенев, П. И. Чайковский, А. Г. Рубинштейн, Н. Г. Рубинштейн, И. Е. Репин, И. Н. Крамской, В. М. Васнецов, В. Г. Перов, В. Д. Поленов и многие другие.

По инициативе жены П. М. Третьякова Веры Николаевны, прекрасно игравшей на фортепиано, в доме регулярно проводились дружеские музыкальные собрания. В них участвовали и дочери Третьяковых (старшая из них, Вера Павловна, стала впоследствии женой пианиста и дирижера А. И. Зилоти, который приходился кузеном С. В. Рахманинову). Замечательным продолжением этих традиций стали сегодняшние концерты во Врубелевском зале. Характерной особенностью музыкальных вечеров в Третьяковке – теперь уже общественной картинной галерее – остается теплая атмосфера артистического салона, где идеи синтеза искусств находят самое живое воплощение.

Павел Михайлович Третьяков в кругу семьи

Жемчужно-голубой Зал Врубеля, обзаведясь после недавней реконструкции сценой и роялем, быстро завоевал популярность как обустроенная концертная площадка. Как и П. М. Третьяков, художник Михаил Александрович Врубель был теснейшим образом связан с миром музыки, а его женой была выдающаяся певица Надежда Забела. Главное украшение Врубелевского зала в наши дни – знаменитое панно «Принцесса Грёза», воплощающее идею вечности искусства, – было некогда передано музею Большим театром. Рядом с ним располагаются скульптурные камерные сюиты Врубеля на темы опер Римского-Корсакова «Садко» и «Снегурочка», на стенах представлена экспозиция разнообразной живописи и графики художника: посетители могут любоваться всеми аспектами его творчества.

Международный фестиваль камерной музыки VIVARTE, наследующий славные традиции дома Третьяковых, – детище замечательной команды единомышленников. Авторы идеи и соорганизаторы форума – всемирно известный виолончелист Борис Андрианов, творческие силы Третьяковской галереи и культурно-благотворительный фонд «U-ART: Ты и искусство» Иветы и Тамаза Манашеровых – известных меценатов, поддерживающих современное искусство в самых разнообразных его проявлениях и полагающих своей целью «создавать что-то положительное, доброе и правильное». Подобно Третьякову Манашеровы создали и постоянно расширяют уникальную коллекцию живописи художников ХХ века, находя в ней важный «культурный контекст эпохи», а в своей деятельности – «прикосновение к живой истории современности».

Фонд «U-ART: Ты и искусство» и Третьяковскую галерею связывает долголетнее сотрудничество. В числе совместных проектов – ретроспектива Оскара Рабина «Три жизни» (2008), выставка «Ладо Гудиашвили. Парижские годы. 1920–1925» (2009). В 2016 году фонд учредил стипендиальную программу для научных сотрудников музея.

Зал Врубеля

Фестиваль VIVARTE отличает оригинальная концепция. В его лаконичном названии обыгрывается и прославление искусства (Viva l’arte! – ит. «Да здравствует искусство!»), и его витальность, востребованность, подлинность (L’arte viva – ит. «живое искусство»). Каждую концертную программу сопровождает выставка экспонатов из фондов Третьяковки с комментарием к ней ведущих сотрудников галереи. Седьмой фестиваль посвящен 150-летию со дня рождения Сергея Дягилева.

На концертах фестиваля VIVARTE встречаются музыка и изобразительное искусство, рожденные в разных художественных контекстах, и, словно раздвигая границы своей среды, открывают слушателю новые горизонты. Служитель двух муз, литовский композитор и художник М. К. Чюрленис писал об этом: «Нет рубежей между искусствами. Музыка объединяет в себе поэзию и живопись и имеет свою архитектуру. Живопись тоже может иметь такую же архитектуру, как музыка, и в красках выражать звуки».