В рамках программы «Достоевский 200» 23 апреля 2021 года состоялась премьера четырех камерных опер, написанных молодыми композиторами — Олегом Гудачевым (Санкт-Петербург), Олегом Крохалевым (Пермь), Егором Савельяновым (Москва) и Романом Жауровым (Петропавловск-Камчатский) — по мотивам произведений Достоевского. Оперы в постановке режиссеров Элины Куликовой, Ивана Комарова, Сергея Морозова, Никиты Бетехтина были представлены в Новом Пространстве Театра Наций в исполнении вокального ансамбля N’Caged и Московского ансамбля современной музыки (МАСМ). Композиторы сами выбирали литературный материал для опер, проявив свое отношение к творчеству Достоевского уже на этом этапе работы: тут и комбинирование сюжетных линий, и фокусировка на отдельных персонажах, и работа с эпистолярным наследием писателя.
«У текстов Достоевского сложные отношения с музыкальным театром, они сами по себе музыкальны, поэтому сопротивляются вторжению в свою смысловую и интонационную ткань сторонней композиторской воли. Тем сложнее, как мне кажется, наша затея, но тем интереснее воплотить ее в жизнь». Владимир Раннев.