Событие

20.11.2023
Линия горизонта

С 11 ноября по 21 января впервые в Нижнем Новгороде проходит выставка живописных произведений русского художника-нонконформиста Эрика Булатова. Выставочный проект «Горизонт. К 90-летию Эрика Булатова» расположился на самой новой и масштабной экспозиционной площадке Нижегородского государственного художественного музея — в выставочном Пакгаузе на Стрелке.

Экспозиция включает в себя около 20 значительных произведений разных периодов творчества художника: от первых экспериментов с пространством 1960-х годов до работ парижского периода 2000-х.

Основу составили произведения из более чем десяти российских частных коллекций. Ранний период творчества Булатова представлен произведениями ведущих московских музеев — Государственной Третьяковской галереи и Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Организаторы юбилейной выставки во главе с куратором проекта Мариной Лошак не ставили перед собой задачу показать ретроспективу живописи Булатова, но стремились выявить стержневые темы его творчества, организовать экспозицию так, чтобы звучание картин и идей художника было громким, в полный голос. Нижегородский выставочный Пакгауз способен вместить и 100, и 200 картин, однако для проекта было отобрано всего 19 живописных и 3 графические работы. Небольшое количество произведений, лаконичная архитектура, в качестве аудиогида — только слова самого Булатова — все эти детали выставочного проекта направлены на то, чтобы голос художника звучал максимально чисто. Эрик Булатов — художник-аналитик. Его творчество — это живописное размышление о пространстве и свойствах КАРТИНЫ (именно так, крупными буквами художник пишет это слово в своих статьях).

 

 

«В сущности, КАРТИНА для меня — модель мира, единственная реальность, в которую я верю». Эрик Булатов

 

 

 

Один из первых и главных экспериментов Эрика Булатова с «реальностью» картины — это разрыв плоской поверхности, изучение движения в глубину и наоборот — из глубины картины на зрителя. Для этого художник использует различные инструменты, прежде всего перспективу и линию горизонта.

Эрик Булатов Il tempo di Roma. 1993. Холст, масло. 175 х 283 Из частного собрания

«…если горизонт изображения и горизонт картины совпадают, возможность про — странственного движения вглубь картины и обратно на зрителя максимально возрастает. Чтобы использовать как можно более полно пространственную энергию картины, я стараюсь совмещать горизонт изображения с горизонтом картины». Эрик Булатов

Еще одной важнейшей особенностью произведений художника стало совмещение реалистической живописи и слова в картине. Причем слово в про странстве картины Булатова занимает отнюдь не второстепенное место — оно становится таким же героем картины, как изображенные предметы, люди. Художник изучает свойства слова: звучание, силу воздействия в зависимости от расположения, цвета, размера.

Эрик Булатов «Вид Москвы из Мадрида». 1991. Холст, масло. 200 х 162 Из коллекции Екатерины и Владимира Семенихиных

«Повторяю, я всегда хотел построить пространство картины, которое развивалось бы в обе стороны от поверхности: и к зрителю, и в глубину картины. Вот тут мне оказалось необходимым слово. Ведь оно адресуется зрителю. И его положение между картиной и зрителем дает ему естественную возможность владеть пространством». Эрик Булатов

Не менее интересны эксперименты художника с цветом. Так, например, свойствам красного цвета посвящена целая серия работ 1994–1995 годов.

Эрик Булатов «Бульвар Распай». 1992. Холст, масло. 160 х 160 Из частного собрания

 

Эрик Булатов «Лувр. Джоконда». 1997–1998, 2004–2005. Холст, масло. 150 х 225 Из коллекции Екатерины и Владимира Семенихины

«Надо сказать, что красный цвет в силу своей агрессивности легко овладевает пространством между картиной и зрителем и вступает в контакт с социальным пространством, где приобретает смысл запрета, угрозы. Недаром все запрещающие знаки красные, я никогда не видел ни одного разрешающего красного знака. Конечно, у красного цвета есть много других значений, физиологические, эстетические, например…» Эрик Булатов

Эрик Булатов «Улица». 1966. Холст, масло. 81 х 101 Из коллекции Екатерины и Владимира Семенихиных

В своем творчестве Эрик Булатов словно расщепляет картину на первейшие и важнейшие элементы, размышляет о них, об их значении и свойствах, а потом собирает вновь. Эта последовательность красной линией проходит через экспозицию выставки «Горизонт»: от ранних экспериментов с пространством в абстрактной работе «Разрез» (1966), через активное изучение перспективы, слова, цвета в произведениях 1990-х — начала 2000-х, к выполненному в реалистической манере «Бульвару Севастополь» (2009–2010) — безмятежной парижской улице, перспективой уходящей вглубь картины, смыкающейся в точке схода, исчезающей за линией горизонта.

Текст: Наталья Старикова,
научный сотрудник Нижегородского государственного художественного музея