Событие

16.12.2015
CELLO. 3−DIMENSION
Текст: СЕРГЕЙ ХАЧАТУРОВ

VII фестиваль Vivacello, организованный Борисом Андриановым и фондом «U-Art: ты и искусство», по сложившейся традиции великолепно раскрыл способность этого благородного инструмента быть общительным в разных пространствах художественного мира.

Формально виолончель путешествовала по многим арт-площадкам Москвы: открытие и закрытие фестиваля прошли в Концертном зале имени П.И. Чайковского, оттуда программы разъехались по лучшим консерваторским и музейным залам столицы. В Малом зале консерватории прошел вечер камерной музыки с грандиозным октетом для струнных Джордже Энеску, с ураганным драйвом и феноменальным качеством сыгранным лучшими из лучших солистами: Аленой Баевой, Андреем Барановым, Никитой Борисоглебским, Родионом Петровым, Федором Белугиным, Даниилом Гришиным, Борисом Андриановым, Кристиной Блаумане. В Мультимедиа Арт Музее (бывшем Московском Доме фотографии) прошел вечер виолончелиста и композитора, виртуозного импровизатора Штефана Брауна. В «Зале Врубеля» Третьяковской галереи сонатный вечер с участием хедлайнеров сегодняшнего исполнительского искусства Джинг Джао, Алены Баевой и Вадима Холоденко был сыгран с соответствующей самому genius loci галереи изысканностью. Участвовали в концертах и классики (Иван Монигетти) и тинейджеры (скрипач Ренносуке Фукуда родился в 1999 году).

Арт-директор фестиваля Борис Андрианов

Способность виолончели аккумулировать возможность трудного, вдохновенного и талантливого общения была явлена в самих программах фестиваля. Так, для открытия была выбрана тема странствий по музыкальному миру с виолончелью и скрипкой. Барочные концерты Антонио Вивальди стали благословением в путь, а кульминацией явились опусы классиков модернизма Альфреда Шнитке и Гии Канчели. С симфоническим оркестром Москвы «Русская филармония» под управлением Дмитрия Юровского играли Нарек Ахназарян, Тимоти Парк, Ренносуке Фукуда, Алексей Лундин, Никита Борисоглебский, Федор Амосов.

Виолончелист Нарек Ахназарян

В каждом концерте, будь то Вивальди, Сен-Санс или Шнитке союз скрипки и виолончели помог объемно, во всех гармонических, тембровых нюансах понять то, что в XVIII столетии называли «линией красоты» стиля, а в XX-м Казимир Малевич определил в качестве «прибавочного элемента». Имеется в виду обусловленный эпохой мировоззренческий феномен, что «произвел реакцию на существующий строй чувства». Слушатели совершили странствие по разным стилям. Во всех случаях музыканты «прибавочный элемент», проще говоря – «эпошистость», явили в звуках тонко и красиво.

Сергей Смбатян, дирижер

— Много есть хороших фестивалей сейчас, но мало проектов, которые влияют на проблемы и пропагандируют правильные идеи, в нынешнем мире это очень важно. Для России это значимый проект, и вто же время он интересен и в международном масштабе. То, что делает фестиваль, занимается популяризацией виолончельной музыки – помогает нам всем.

Отдельная реплика – о «Тихой молитве» Гии Канчели, которую с оркестром исполнили Борис Бровцын и Борис Андрианов. Приме- нительно к неофициальному изобразительному искусству 1970 –х теоретик contemporary art Борис Гройс ввел термин «романтический концептуализм», предполагающий присутствие живой выстраданной интонации (чаще всего от лица извечного героя литературы, «маленького человека») в аранжировке шаблонных, жестко нормативных языковых систем. О музыке Канчели, наверное, можно говорить как об образце «романтического минимализма». Магнитофонная запись с голосом ребенка, напевающим бесхитростные букварные, буквальные слова о Мире, Солнце и Боге становится конструктивной осью концерта. Партии скрипки и виолончели в сопровождении оркестра создают мощнейшие потоки чувств, вихрящиеся вокруг этого смиренного детского голоса. Открытая, навзрыд, лавинообразная эмоциональность усмиряется кротостью. Сознание верит обещаниям гармонии и просветления.

Японский скрипач Ренносуке Фукуда

Виолончель является образцом и референтом многомерного, объемного понимания мира музыки. Замковым камнем нынешнего фестиваля могут считаться «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром Петра Чайковского. В разных интерпретациях они были исполнены аж трижды. В Мультимедиа Арт Музее Штефан Браун сделал их материалом для своих именно что мультимедийных импровизаций, в которых виолончель принимает голоса других инструментов и ее звучание соотносится с разными жанрами музыкальной культуры.

На завершающем фестиваль концерте в Зале им. П.И. Чайковского классическую версию «Рококо», в редакции К.В.Ф. Фитценхагена, образцово исполнил юный лауреат 15−го Конкурса Чайковского Джонатан Роузман. А закрыла фестиваль 2015 года мировая премьера – «Jazz Rockoco вариации» для виолончели с оркестром Александра Розенблата. В сопровождении камерного оркестра «Виртуозы Москвы» солировал Борис Андрианов.

Тимоти Парк, виолончелист

— В этом фестивале я очень ценю то, что он является не только праздником виолончели, но и праздником музыки в целом.

На открытии Vivacello мы исполняем Вивальди и Шнитке — и уже по одному этому концерту можно судить, насколько широк спектр жанров на фестивале. Музыка должна жить дальше, должны звучать как уже известные произведения, так и новые.Я рад поддержать идею фестиваля.

Филигранная разработка всех тем импровизаций Брауна показывала, что виолончель на самом деле может в смысле мимикрии голоса и явления себя в разных видовых и жанровых амплуа, от джаз-гитары до ритмической секции ударных. В целом же у Брауна получилось пронзительное, очень сложное лирическое послание сродни балладам героя прошлого фестиваля, гитариста Эдина Карамазова. И текст «рококо-вариаций» Чайковского им был понят на каком-тоглубинном, структурном уровне. Розенблату, по-видимому, больше приглянулись возможности использовать виолончельные вариации Чайковского в качествесаунд-декораций в уютном ретро-стиле, близком к кинофильму Карена Шахназарова «Мы из джаза». В этом контексте рококо-вариации становились проводником популярной, массовой культуры. Ну а страстное и искреннее, технически совершенное исполнение «Вариаций» Джонатаном Роузманом и «Виртуозами Москвы» под управлением Сергея Смбатяна позволило соскрести нафталин с классики и услышать ее заново рожденной.

Таким образом один сюжет фестиваля с опусом Чайковского дал возможность виолончели стать проводником трех измерений культуры: популярной, классической и экспериментальной, артхаусной.